Skip to main content

Программа вступительных испытаний в магистратуру


Общие требования к вступительному экзамену в магистратуру

Программа вступительного испытания по предмету «Психология» сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по программе бакалавриата по направлению «Психология». Результат экзамена оценивается по 100-балльной шкале.
Экзамен проводится в письменной форме в электронном виде и состоит их 3-х частей: 1 часть - теория (20 вопросов с вариантами ответа - 1 балл за верный ответ, максимальное количество баллов - 20); 2 часть - решение психологической задачи (максимальное количество баллов за ответ – 40); 3 часть - мотивационное эссе (максимальное количество баллов за ответ – 40). Вступительный экзамен сдается один раз в соответствии с расписанием в установленные сроки. Нарушение сроков прохождения экзамена без уважительной причины (подтверждается предоставлением соответствующего документа) приравнивается к неявке, и поступающий выбывает из конкурса.

В процессе вступительного экзамена поступающий должен продемонстрировать следующие компетенции:

  • понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;
  • понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук.
  • владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
  • использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
  • применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;
  • умение ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ I  Общая психология и психология личности.

Психология как научная дисциплина. Понятие «внутренний мир». Категория «психическое». Объект и предмет психологической науки. Место психологии в системе наук. Значение психологии как интегратора знаний о человеке и фундамента будущего человекознания. Тенденции развития современной психологии. Структура психологической науки. Классификация отраслей психологии. Прикладная и практическая психология. Понятие «психика». Определение. Функции. Классификация психических явлений. Психические процессы, состояния, свойства, конструкты. Уровни психической организации человека. Понятие об индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности. Ведущие направления психологической науки. Становление предмета психологии. Научные школы в психологии. Психология сознания. Бихевиоризм как наука о поведении. Психоанализ как учение о бессознательной психике. Гештальт - психология как учение о целостности психических явлений. Понятие самоактуализации в гуманистической психологии. Человек, познающий в когнитивной психологии. Психология деятельности. Системный подход к описанию психических явлений. Задачи системных исследований. Разновидности системного подхода: комплексный, структурный, целостный. Достоинства и недостатки системного подхода.

Методология и методы психологического исследования. Субъективные и объективные методы исследования в психологии. Классификации методов психологии. Наблюдение. Самонаблюдение. Опрос. Беседа. Интервью. Анкетирование. Эксперимент. Психологическое тестирование. Категория сознания в психологии. Сознание и психика. Множественность подходов к изучению сознания. Структура сознания. Функции сознания. Свойства сознания.  Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория. Проблемы деятельности в психологии. Междисциплинарный подход к деятельности, основные аспекты анализа деятельности. Принцип единства психики и деятельности. Сущность деятельности. Структура деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности. Категория общения в психологической науке. Определение. Общение как синтез взаимодействия и взаимоотношений между людьми. Функции, виды, структура общения. Сенсорно-перцептивный уровень отражения. Сравнительный анализ процессов ощущения и восприятия. Характеристики сенсорного и перцептивного образа. Виды образных явлений, специфика образов восприятия среди других видов образов. Память как сквозной психический процесс. Виды, уровни, формы, процессы памяти. Память и научение. Нарушения памяти. Феноменальная память.

Речемыслительный уровень отражения. Речь и речевая деятельность. Виды и функции речи. Л.С. Выготский и Ж.Пиаже об эгоцентрической речи. Взаимоотношения мышления и речи в различных психологических теориях.  Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение (умозаключение и обоснование) Психофизиологические и нейропсихологические исследования мышления и речи. Процессы представления и воображения: сравнительный анализ. Определение, функции, формы проявления, классификация. Роль представления и воображения  в жизни и деятельности человека.  Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация. Внимание: самостоятельный процесс или свойство других психических процессов. Внимание как теоретический конструкт: история и современное состояние. Феномены внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение. Субъективные и объективные критерии внимания. Основные подходы к исследованию интеллекта и креативности. Подходы к изучению интеллекта. Теории и модели интеллекта: однофакторные и многофакторные модели (А.Бинэ и Т.Симон, Ч.Спирман, Г.Айзенк, Дж.Равен, Д.Векслер, Дж.Гилфорд, Р.Стернберг и др.). Проблема измерения уровня развития интеллекта. Теории креативности. Соотношение интеллекта и креативности, методы их диагностики. Показатели креативности (Дж.Гилфорд, Е. Торренс). Интуиция (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров). Эвристики. Эмоции и чувства: сравнительный анализ. Общее представление об эмоциях. Феноменология эмоций и чувств. Функции, теории, классификации. Формы эмоциональных явлений. Соотношение эмоций и чувств,  и процессов познания. Мотивация и мотивы. Внутренне и внешне- обусловленная  мотивация. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация» в психологии (А.Н. Леонтьев, Х. Хекхаузен, Ж. Нюттен). Психология мотивации: история, современное состояние и тенденции её развития. Экспериментальные и диагностические методы изучения мотивации человека и животных. Основные теории движущих сил поведения человека (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Г. Мюррей, В. Франкл, Э. Фромм). Произвольная регуляция поведения и деятельности. Отличительные особенности волевой регуляции. Структура волевого процесса. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Проблема самодетерминации. Специфика психических состояний. Соотношение категорий: процесс - состояние-свойство. Структурный анализ состояний. Классификаций состояний. Характеристики состояний. Темперамент и характер. Сравнительный анализ понятий. Свойства темперамента и характера. Проявления темперамента и характера в деятельности. Свойства и типы. Природная и социальная детерминация, факторы и условия формирования характера. Проблемы исследования способностей: детерминанты развития способностей,  взаимосвязь специальных и общих способностей, разработка методов измерения способностей, способности и деятельность. Общепсихологическая специфика понятия личность Категория личности в философии, социологии и психологии. Основные характеристики личности Генотипическое, фенотипическое, биологическое и социальное  в индивидуальном развитии человека. Свойства личности. Типологии личности. Номотетическое и идеографическое описание личности. Ситуационизм и интеракционизм. Подходы к  описанию структуры личности. Понятие структуры личности. Выявление элементов и взаимосвязей между ними. Представления отечественных и зарубежных авторов о структуре личности. Самосознание как «ядро» сознания. Функции самосознания. Я-концепция и «образ Я». Уровень притязаний и самооценка. Динамика личности. Развитие личности: онтогенез и  жизненный путь. Психологический возраст личности. Возрастная динамика самореализации личности. Самоактуализация и самотрансценденция личности. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальной роли. Общая характеристика понятий "социальная роль", "социальная группа", "социальный статус". Положение об общественных функциях-ролях и их месте в структуре личности. Ролевые теории личности и их критика. Самопрезентация личности окружающим и ее психологическая функция. Социализация индивида как интериоризация социальных форм поведения Социогенез личности как предмет исторической психологии и этнопсихологии. Основные подходы к исследованию индивидуальности. Общая характеристика индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности, психическое и личностное здоровье. Личностная зрелость. Продуктивные проявления индивидуальности личности. Самоактуализация, самореализация и персонализация. Выход личности за пределы самой себя (трансценденция). Природа активности личности. Личность и творчество.

РАЗДЕЛ II Возрастная психология.

Объект, предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии. Основные категории, научные понятия и проблемы возрастной психологии: Проблема периодизации психического развития. Закономерности психического развития. Категория возраста в возрастной психологии. Понятия роста и развития в возрастной психологии. Понятие и сущность возрастного кризиса. Проблема соотношения биологического и социального в психике. Общая характеристика развития человека на  разных этапах онтогенеза Психология детства. Психология подросткового и юношеского возраста. Психология взрослости. Геронтология.

РАЗДЕЛ III Практическая психология.

Основные направления деятельности практического психолога: психодиагностическая работа; психологическое консультирование; психотерапевтическое воздействие; коррекционно-развивающая деятельность; психопрофилактическая работа.

Области применения прикладной психологии: психологическая служба в школе; психология управления; психология чрезвычайных ситуаций; индивидуальное и семейное консультирование; профориентация и профотбор.

Клиническая психология как отрасль психологической науки: общая характеристика клинической психологии; краткая характеристика патопсихологических симптомокомплексов: шизофренический, органический, психопатический, олигофренический, психогенной дезорганизации психической деятельности. Особенности и задачи патопсихологического исследования. Основы психосоматики.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

Часть 1. Тестовые задания

Экзаменационный тест состоит из 20 заданий. Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационный тест – 20. Экзаменационный тест включает в себя тестовые задания закрытого типа. Задания с выбором одного правильного ответа (20 заданий). Правильное решение каждого задания оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно (1 балл), если указан вариант правильного ответа. Задание считается невыполненным, если: - указан вариант неправильного ответа; - указаны номера двух и более ответов, в том числе правильного; - вариант ответа не указан.
Пример: Сквозным психическим процессом считается:
a. восприятие;
b. внимание;
c. воображение;
d. мышление.

Часть 2. Психологические задачи
Письменный ответ оценивается преподавателем-экзаменатором. Максимальный балл - 40 Решение психологической задачи предполагает анализ ситуации и свободное развернутое изложение ответа на проблемный вопрос, поставленный в конце задачи.

Ответ абитуриента оценивается по критериям, приведенным в таблице ниже:
Критерии оценивания Максимально количество баллов
Логическая связность, аргументированность
10
Полнота ответа на поставленный в задаче проблемный вопрос
10
Владение профессиональными терминами
10
Использование для аргументации отечественных и зарубежных концепций предметной области психологической науки
10
Всего:
40


Пример психологической задачи по проблемам консультирования:
В 27 лет, психолог, обратилась к психологу по поводу постоянных конфликтов с мужем, в результате которых у неё развивается крик, продолжительностью 1-2 минуты, который она не может сдерживать. Понимает, что сама провоцирует конфликты, так как при общении с мужем растет беспричинная раздражительность на него, и она также не может себя контролировать. Подобное поведение было и в первом браке, которое и привело его к разрыву. Сейчас боится, что распадется и второй брак.
Вопрос: проведите анализ ситуации, сформулируйте предположения о возможных причинах такого поведения, предложите тактику психодиагностики и психологического консультирования

Часть 3. Мотивационное эссе.

Письменный ответ оценивается преподавателем-экзаменатором. Максимальный балл – 40. Мотивационное эссе – текст, в котором абитуриент в свободной форме представляет мотивированное обоснование выбора магистерской программы, дает характеристику имеющегося у него образовательного и профессионального опыта, описывает прогностическое видение своей будущей профессии.

Требования к мотивационному письму:
Мотивационное письмо составляется в произвольной форме. Максимальный объем – не более 1,5 страницы, шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал.
Мотивационное письмо содержат три части:
1. Мотивированное обоснование выбора профиля магистерской программы:
2. Характеристика имеющегося образовательного и профессионального опыта;
3. Характеристика образа своего будущего в процессе обучения в магистратуре, в профессиональной деятельности на «рабочем месте».

В тексте подразумеваются ответы на следующие вопросы: что повлияло на Ваш выбор данного направления? Какими навыками для обучения Вы уже обладаете, а какие хотите приобрести или развить?
Вы можете дать краткую характеристику своего образования, а также привести любые иные факты, показывающие Ваше устойчивое желание совершенствоваться в выбранной области знаний. Ответ оценивается преподавателем на основании следующих критериев:
− продемонстрировано умение анализировать личный опыт и имеющиеся профессиональные навыки;
− отмечается логика изложения и последовательность конструирования ответа;
− дана критическая и прогностическая оценка имеющихся знаний и умений.

Ответ абитуриента оценивается по критериям, приведенным в таблице ниже:
Критерии оценивания Максимально количество баллов
аргументированность, полнота и содержательность доводов и обоснований
15
смысловая цельность и последовательность изложения
15
грамотность и логичность изложения текста
10
Всего:
40


Примерная форма мотивационного письма
Часть 1. Выбор магистерской программы. Назовите и раскройте 2-3 причины выбора именно этой магистерской программы. Я выбираю магистерскую программу «Психоанализ и психологическое консультирование»:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________

Часть 2. Характеристика имеющегося опыта. Опишите свои профессиональные, и образовательные достижения. Мой образовательный опыт (что и когда закончили, есть ли дополнительное образование, повышение квалификации, успешность обучения, наличие сертификатов и дипломов). Мой профессиональный опыт (стаж работы, место работы, профессиональные достижения и профессиональные проблемы). Мой опыт в науке (тематика проведенных исследований, публикации, участие в конференциях).
Часть 3. Ваши ожидания от процесса обучения. Опишите Ваши ожидания об особенностях получения образования в магистратуре.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2014. – 365 с
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. — М.: Аспект-Пресс, 2002. – 287 с.
3. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия. — М.: 1999. — 487 с.
4. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб, 2000.
5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
6. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
8. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. СПб, 2009
9. Карвасарский. Б. Д. Клиническая психология: Учебник, Изд. Питер, 2004.
10. Г.Крайг, Д.Бокум Психология развития, 9-е издание. – СПБ: Питер 2005 год
11. Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2010.
12. Мадди С., Теории личности: сравнительный анализ. — СПб.: Речь, 2002. – 539 с.
13. Энциклопедия глубинной психологии Том 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. Пер. с нем. / Общ. Ред. А.М. Боковикова. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 2011
14. Зигмунд Фрейд: «Психопатология обыденной жизни»; «Остроумие и его отношение к бессознательному»; «Бессознательное»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «Я и Оно»,«Отрицание»; «Массовая психология и анализ Я»; «Тотем и табу»; «Неудобства культуры», «Будущее одной иллюзии»; «Проблема дилетантского анализа» («К вопросу о дилетантском анализе»)

Перечень иных информационных источников:

http://koob.ru,

http://ihtik.lib.ru,

http://elibrary.ru,

http://flogiston.ru (неофициальный сайт факультета психологии МГУ),

http://voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»),

http://psychol.ras.ru/08.shtml («Психологический журнал»)

http://imaton.ru (Институт практической психологии ИМАТОН),

http://www.psychology.ru/whoswho/ (Выдающиеся психологи XX столетия. Галерея психологов).