ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

При ее составлении учитывались также «Примерная программа по обществознанию для основной и средней школы», «Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки».

Настоящая программа преследует две основные цели: выявление степени овладения учащимися знаниями основных научных фактов, теоретических положений (понятий), социальных норм, а так же владение умениями распознавать признаки обществоведческих понятий; определять термины и понятия социальных явлений, соответствующие предлагаемому контексту; раскрывать теоретические положения на конкретных примерах; выявлять структурные элементы социальных объектов с помощью схем; классифицировать понятия, явления, социальные объекты путем установления соответствия терминов и их определений, понятий и их признаков; осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка, применяя знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений; решать проблемные задачи, применяя социально-гуманитарные знания. 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

В определенное расписанием время абитуриенты должны занять места в назначенной аудитории, для чего с собой необходимо иметь: паспорт, экзаменационный лист, ручку. После размещения всех допущенных к вступительным испытаниям представитель экзаменационной комиссии объясняет правила оформления ответа и раздает листы с экзаменационными заданиями. С этого момента начинается отсчет времени. Продолжительность вступительных испытаний 2 академических часа (90 минут).

СТРУКТУРА ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Экзаменационная работа по обществознанию состоит из 20 тестовых заданий. Правильное решение заданий с выбором одного правильного ответа оценивается 5 баллами.

Результаты выполнения экзаменационной работы оцениваются по 100-балльной системе. Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационную работу – 100. Количество баллов, необходимое для получения положительной оценки — 42.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общество. Общество как сложная динамическая система. Науки, изучающие общество. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества и их взаимосвязь. Многообразие путей и форм общественного развития: эволюция и революция, реформы и революция. Исторические типы общества — традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Проблема направленности общественного развития.  Прогресс, регресс. Теории общественного развития: цивилизационный и формационный подходы к познанию общества. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция, их социальные последствия. Глобальные проблемы человечества, их особенности.

Человек. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Деятельность. Многообразие видов и форм деятельности человека. Творчество. Индивид. Личность, ее социализация и воспитание. Поведение человека. Самореализация. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание, свобода и ответственность личности. Познание мира: чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание. Науки, изучающие человека.

Экономическая сфера. Экономическая сфера жизни общества. Экономика как наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности. Формы собственности и их различия. Экономические системы: рыночная, командно-административная. Сущность рынка, типы рынков. Рынок труда. Безработица, ее виды. Факторы производства. Проблема ограниченности ресурсов. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Рыночный механизм и государственное регулирование экономики. Денежно-кредитная политика. Налоговая политика государства. Виды налогов. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Банковская система. Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Экономика потребителя и производителя. Мировая экономика: внешняя торговля, глобальные экономические проблемы.

Социальная сфера. Социальная структура, ее основные элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальный статус и социальные роли. Социальный престиж. Авторитет. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и малая группа. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальные процессы в современной России.

Духовно-нравственная сфера. Культура и духовная жизнь: духовные потребности, духовное производство, материальная и духовная культура. Социальные функции культуры. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Понятие субкультуры. Молодежная субкультура. Искусство, его формы и основные направления. Социальные функции и специфика искусства. Религия как феномен культуры. Социальные функции религии. Мировые религии. Наука и ее функции. Образование. Тенденции развития системы образования в РФ. Самообразование, его цели. Мораль, ее базовые категории. Социальные функции морали. Тенденции духовной жизни современной России.

Политическая сфера. Власть, ее происхождение и виды. Политика, ее основные функции. Политическая система общества. Государство: сущность и функции. Формы государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное. Суверенитет. Разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Избирательные системы. Политическая идеология. Политические режимы. Политические партии и партийные системы. Политический монополизм и плюрализм. Гражданское общество, его сущность. Местное самоуправление. Правовое государство, его сущность. Политическая культура.

Правовая сфера. Право в системе социальных норм. Право и мораль. Правовое государство. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового, уголовного и семейного права в Российской Федерации. Права человека. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Основы конституционного строя Российской Федерации. Институт президентства. Правоохранительные органы. Судебная система. Правовая культура.

ЛИТЕРАТУРА

Человек и общество. Обществознание / Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. В 2 ч. Ч.1. – 10 кл; Ч.2. – 11 кл. — М.: Просвещение, 2007 или 2008 г.

Обществознание: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений под ред. А.Ю. Лазебниковой — М: АСТ «Астрель», 2003

Обществознание: Учеб. пособие / В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др. — М.: АСТ–Астрель, 2012.

Права человека в свободной стране: Учебное пособие по обществознанию для 8–9 классов основной общеобразовательной школы. 2-е изд., переработанное и дополненное. — Спб.: Союз, 2004.

Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11-й кл.: справочные материалы. – М.: Астрель: АСТ: Ермак, 2005

Обществознание: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. .П.А Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко.- М.; АСТ «Астрель»., 2009

Тесты. Обществознание 11 класс. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005.

Тесты. Обществознание 11 класс. Вариант ы и ответы централизованнонго (итогового) тестирования – М.; ООО «РУСТЕСТ», 200б.

Единый государственный экзамен 2009: контрольные и измерительные материалы.Обществознание. - М.: Просвещение, 2009, СПб Филиал издательства «Просвещение», 2009.

Справочные материалы по обществознанию для подготовки к экзаменам / Под ред. В.В.Барабанова, В.Г. Зарубина. — М.: АСТ–«Астрель», 2013.

ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ 

1.Понятие «человек» обозначает:

1. единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа

2. любого, кто принадлежит к человеческому роду

3. субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни

2.Верны ли следующие суждения:

А. Не всякий человек является личностью

Б.  Человеком рождаются, а личностью становятся?

1. верно только А

2. верно только Б

3. верно А и Б

3.Правильным является следующее определение практики:

1. чувственное познание мира с помощью наблюдения и эксперимента

2. система необходимых приспособительных действий человека как живого существа

3. деятельность, направленная на производство средств к жизни и связанное с этим преобразование общества и природы

4.Определение: «Организованная сознательная деятельность человека, сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди на основе познанных законов направляют и контролируют ход природных процессов в соответствии со своими потребностями и возможностями природы» относится к понятию:

1. ноосфера

2. космосфера

3. биосфера

5.Верны ли следующие суждения:

А. Природная среда оказывает существенное влияние на общественное развитие

Б. Общество влияет на естественную среду обитания человека?

1. верно только А

2. верно только Б

3. верно А и Б

6. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от высшего к низшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию:

1. прогресс

2. фатализм

3. регресс

7. Под словом «культура» изначально подразумевалось:

1. способы обработки земли

2. правила поведения

3. создание искусственной природы

8.Ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению с верой в происхождение от них — это:

1. фетишизм

2. анимизм

3. тотемизм

9.Смешанная экономика — это:

1. сочетание свободной конкуренции с монополизированной экономикой

2. сочетание частной собственности и централизированного планирования

3. сочетание всех форм собственности с правовой средой их эффективного функционирования.

10.Понятие «отношение собственности» включает в себя:

1. владение

2. владение, пользование и распоряжение

3. владение и распоряжение

11.Эффективнее всего можно измерить экономический рост в стране с помощью показателя:

1. реального валового национального продукта (ВНП) на душу населения

2. индекса цен на потребительские товары

3. уровня занятости

12.Верны ли следующие суждения:

А. Владелец облигации является совладельцем кампании, получающим дивиденты

Б. Владелец облигации является кредитором, получающим проценты?

1. верно только А

2. верно только Б

3. верно А и Б

13.Социальная общность — это:

1. группа людей, члены которой связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии

2. социальное положение человека в обществе

3. добровольное объединение индивидов

14. К институтам представительной власти относится учреждение

1. Правительство

2. Конституционный суд

3. парламент

  1. 15. Высшей юридической силой обладает

1. Конституция РФ

2. указы Президента РФ

3. постановления Правительства РФ

16.Область знания, изучаемая политологией:

1. политические институты

2. общественные настроения

3. социальные отношения

17.Верны ли следующие суждения:

А. Концепции правового государства соответствует следующее суждение: государство должно быть отграничено законом

В. Концепции правового государства соответствует следующее суждение: разрешено только то, что разрешено законом

1. верно только А

2. верно только Б

3. верно А и Б

18.Источником российского права является:

1.обычай

2. юридический прецедент

3. нормативный акт

19.Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением — это:

1. статус

2. социальный статус

3. предписанный статус

20.Гарантом прав и свобод человека в России является:

1. Президент РФ

2. Правительство РФ

3. Государственная Дума