Отчет о международной научно-практической конференции
«Дистанционные технологии в профессиональном психологическом образовании, психологии и психоанализе»

Человек — это разновидность бога на протезах, весьма величественная, когда использует все свои вспомогательные органы, хотя они с ним не срослись и порой доставляют еще много хлопот. <…> Будущие времена принесут в этой области культуры новый, вероятно, трудно представимый по масштабам прогресс, который еще больше увеличит богоподобие человека. Но в интересах нашего исследования не будем также забывать, что современный человек при всем своем богоподобии не чувствует себя счастливым...

З. Фрейд «Неудобство в культуре»

    19 ноября 2019 года в Восточно-Европейском Институте психоанализа состоялась международная научно-практическая конференция «Дистанционные технологии в профессиональном психологическом образовании, психологии и психоанализе», посвященная 10-летию отдела инновационных технологий в образовании ЧОУВО «ВЕИП». Целью конференции было обсуждение актуальных вопросов развития, функционирования и применения современных информационных и дистанционных технологий в образовании, психологической и психоаналитической практике.

    В конференции приняли участие более 100 слушателей, в рамках заседаний секций прозвучало 25 докладов преподавателей высшей школы, психологов, психоаналитиков, студентов и выпускников Восточно-Европейского Института психоанализа. Большая часть участников — жители Санкт-Петербурга, многие слушатели и докладчики приезжали и подключались к онлайн трансляции из других городов Российской Федерации (Артем, Великий Новгород, Вологда, Иваново, Москва, Псков, Саратов, Сочи, Томск, Тюмень, Шахтерск, Ярославль) и иностранных государств (Ташкент, Душанбе, Йоэнсуу, Киев, Клайпеда, Салоу, Хельсинки, Монреаль, Вильнюс).

    На конференции были проведены пленарное заседание, три секционных заседания и круглый стол. Пленарное заседание открыл дистанционный доклад кандидата психологических наук, доцента, ректора Института консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Института), президента Федерации психологов-консультантов Меновщикова Виктора Юрьевича (Москва), посвященный возможностям и ограничениям индивидуальной и групповой психотерапии в интернете. В докладе речь шла о видах и особенностях дистанционного психологического консультирования, оказания помощи онлайн и по телефону, специфике организации дистанционной психологической службы. Продолжил заседание кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, психоаналитик, доцент кафедры психотерапии ЧОУВО «ВЕИП», обучающий аналитик и супервизор ЕКПП Куликов Андрей Иванович (Санкт-Петербург), рассказав об отличиях психоаналитической терапии онлайн и о том месте, которое занимает в ней перенос. Кандидат педагогических наук, профессор кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС МПГУ Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна (Москва) присоединилась к конференции по Skype и дала общее представление о персонализации в обучении в рамках создания и ведения дистанционных курсов в системе высшего образования.

    Пленарное заседание завершилось выступлением начальника отдела инновационных технологий в образовании, старшего преподавателя кафедры общей, возрастной и дифференциальной психологии ЧОУВО «ВЕИП» Лифшиц Марины Владимировны (Санкт-Петербург) на тему «Дистанционное обучение в институте психоанализа», где была рассказана история создания и развития отдела инновационных технологий, представлены многочисленные нововведения и определены перспективы дальнейшей работы. Все четыре выступления на пленарном заседании дали богатый материал для размышлений, особо ценный своим междисциплинарным характером — доклады затронули все значимые для конференции направления: дистанционное обучение, психологическое консультирование, психотерапию и психоанализ.

    На первой секции, посвященной дистанционным технологиям в обучении и преподавании, прозвучали доклады об особенностях коммуникации студента и преподавателя в ситуации дистанционного обучения; о стратегиях пользовательского поведения в контексте дистанционного обучения; о вебинарах как способе вовлечения студентов и преподавателей в образовательный процесс; об особенностях проведения веб-тренингов и организации дистанционных курсов. На второй части заседания секции разговор был выстроен вокруг информационных технологий и психофизиологии в педагогической диагностике и исследований взаимосвязи пространственно-визуальной оперативной памяти и навыков чтения у школьников.

    На второй секции «Вопросы дистанционного психологического консультирования и психотерапии» были представлены выступления, затрагивающие практические и теоретические аспекты дистанционной психотерапии, понятия границ, защитных механизмов и заботы о себе в виртуальном пространстве. На третьей секции «Дистанционные и информационные технологии в психоаналитической теории и практике» разговор строился вокруг (не)возможности психоанализа в дистанционном формате, понимания структуры и функций интернета с психоаналитической точки зрения. По окончании секционных заседаний был проведен круглый стол «Специфика (само)презентации психолога в медиа-сфере», где речь шла о понятии этики в работе психолога онлайн, об организации веб-марафонов и необходимости ведения активной деятельности в сети интернет.

    По итогам конференции планируется публикация текстов докладов в сборнике (РИНЦ), чтобы с ними могли ознакомиться все, интересующиеся вопросами дистанционных и информационных технологий. Видеозаписи докладов будут выложены в течение ноября на YouTube канале Восточно-Европейского Института психоанализа.

    Выражаем огромную благодарность докладчикам и слушателям за активное участие в конференции! Будем рады вашим отзывам о конференции и предложениям о сотрудничестве. До встречи на следующих мероприятиях в институте психоанализа!

    Начался набор на курс
    "Психиатрия для психологов"
    • Прием в группу до  20 января 2020

    • Форма обучения: дистанционно

    • Стоимость курса: 24 000 рублей