Skip to main content

Что такое психотерапия?

01 апреля 2022

Психотерапия — это системное воздействие на психическую сферу человека при лечении нарушений здоровья.

Терапевт в работе с клиентом использует методы психотерапии для облегчения или устранения патологических проявлений (симптоматический подход), изучения личностных причин и механизмов расстройства (патогенетический подход).

Психотерапия направлена на гармонизацию жизни человека, улучшение адаптации в обществе, изменению психоэмоционального состояния, поведенческих установок и личных убеждений.
Психотерапия в сравнении с психологическим консультированием опирается на показания и противопоказания к лечению. Медицинская этика требует от психотерапевта учитывать индивидуально-психологические особенности, физическое состояние человека.

Какие направления психотерапии существуют?

  • Психодинамическое, гуманистическое и поведенческое — это три традиционных направления психотерапии. Каждое отличается целями, взглядом на причину и механизм расстройства:
    психодинамическое направление (З. Фрейд, А. Адлер, Ж. Лакан, К. Хорни, В. Райх, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон) основывается на психоаналитических теориях бессознательного, психосексуального развития, объектных отношений.
    Симптом — проявление бессознательного конфликта между запретами и желаниями.
    Поведение в настоящем обусловлено событиями и явлениями прошлого — принцип детерминизма.
    Цель терапии — осознание конфликта и освобождение от ложных способов существования. 
  • Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл) базируется на философии экзистенциализма и гуманизма.
    Симптом — последствие ограничения естественных потребностей человека.
    Жизненная ситуация человека уникальна в своих условиях и факторах влияния — идея феноменологии.
    Цель терапии — осознание ограниченности, осуществление потребностей, самореализация.
  • Поведенческое направление (И.П. Павлов, Д. Вольпе, Е. Торндайк, Б. Скиннер, Е. Толмен, А. Бандура) — основывается на естественно-научном изучении особенностей поведения, обработки поступающей информации и научения.
    Симптом — устойчивая рефлекторная реакция на события прошлого опыта.
    Применяется принцип детерминизма.
    Целью терапии является разучивание новой реакции на прежний стимул, устранение привычного способа реагирования.