Перейти к содержимому

О чём говорят кошмары?

Создано: 25 декабря 2024
Изменено: 12 января 2025
Просмотров: 371

В данном блоге рассказывается о природе кошмаров и их интерпретации в различных психологических подходах.

О чём говорят кошмары?

Возникновение интереса к интерпретации сновидений связано с именем Зигмунда Фрейда. В своей книге «Толкование сновидений», опубликованной в 1900 году, основатель психоанализа называет сны «королевской дорогой к познанию бессознательного». Психоаналитическая работа с материалом сновидений — это кропотливый и благодарный труд, позволяющий взаимодействовать с глубинными слоями психики и достигать новых успехов в психотерапии.

Подробнее узнать о природе кошмаров и страшных сновидений можно из записи открытого вебинара "«О чём нам говорят кошмары и как психоаналитику с ними работать?» ". с Сергеем Владимировичем Авакумовым. Сергей Владимирович — кандидат психологических наук, тренинговый аналитик и супервизор МОО ЕКПП, доцент кафедры психотерапии АНО ВО «ВЕИП» и автор курса повышения квалификации "«Сновидения в психоанализе и психотерапии»"..

Почти каждый человек имеет какое-то повторяющееся сновидение, чаще неприятное и пугающее, сопровождающее лихорадку или моменты острого стресса. Но у специалиста, работающего с материалом сновидений, наибольший интерес будут вызывать идиопатические кошмары, у которых нет очевидной соматической, психиатрической или иной причины. Далее мы поговорим об отличиях идиопатических кошмаров от страшных сновидений, вызванных объяснимыми причинами.

Почему мы видим сны? Почему мы видим кошмары?

Размышления о природе сновидений показывают, что на сегодняшний день у нас больше вопросов, чем ответов. Исследователи не могут объяснить, что такое сновидение и почему оно возникает. Мы не знаем, почему нам снятся сны, и особенно сложно понять, почему нам чаще всего снятся неприятные сны. Причины ночных кошмаров могут быть связаны с болезнью, психическими расстройствами и даже перееданием. Однако, когда кошмар возникает без видимых причин, многие эксперты затрудняются с объяснением.

Около 70% сновидений взрослых людей носят неприятный характер. Из них 50% сновидений являются тревожными. Какой процент из них принадлежит к идиопатическим кошмарам?

Существует множество теорий, объясняющих происхождение страшных сновидений. Фрейдистские, психоаналитические модели, рассматривают кошмар как результат или последствие перенесённой травмы.

В юнгианской модели нет различия между страшными снами и тревожными кошмарами. Все подобные явления рассматриваются как попытки бессознательного обратить внимание человека на что-то важное, предупредить его о чём-то.

В адлерианской концепции устрашающие сюжеты могут резонировать с подходом Юнга. Адлер говорил о том, что жизненный стиль человека может быть достаточно рискованным. Моделирование поведения во сне на основе такого жизненного стиля может привести к неприятному и пугающему финалу. В этом контексте кошмар отражает последствия определённого стиля жизни.

Существуют психофизиологические модели, которые рассматривают идиопатические кошмары как способ поддержания готовности к опасным ситуациям. Время от времени человеку необходимо сталкиваться с такими сценариями, чтобы не утратить и, возможно, даже развить навыки поведения в сложных обстоятельствах.

В психологии есть множество моделей, описывающих причины ночных кошмаров, но объединяет их возможность оказать психологическую помощь сновидцу. Например, после страшного сна он может бояться засыпать, ожидая повторения кошмара. В таких случаях нам следует обратиться к предложениям глубинно-психологических теорий. Если мы придерживаемся психоаналитического подхода, то исследуем возможную связь с давней травмирующей ситуацией. Если же мы юнгианцы, то применим соответствующие методы.

Связаны ли кошмары психотерапевта с перегрузкой психики?

Ситуация с психологом, психоаналитиком и психотерапевтом будет отличаться от ситуации с другим человеком, которому снится кошмар. Психологическая работа сопряжена с определёнными рисками, которые могут быть по-разному интерпретированы, но основная идея остаётся неизменной.

Каждый специалист может столкнуться с пациентом, который способен сильно индуцировать его своими эмоциями, желаниями и агрессией. Работа с таким «крепким орешком» может быть затруднена. Необработанный и сложный психологический материал, полученный во время сессии, может остаться неусвоенным и потребовать дополнительной обработки в состоянии ночного отхода ко сну.

Грубо говоря, это контрпереносная реакция, которая не может быть доведена до финала в бодрствовании. Она продолжает влиять на сознание терапевта даже во сне, вызывая пугающие сновидения, в которых либо появляется этот пациент, либо есть намёки на него.

Нередко это знак, что человек, о котором идёт речь, имеет пограничные особенности личности. Такие люди регулярно посещают специалистов в кошмарных сновидениях.

О чём говорят повторяющиеся сны?

Это неизвестно. Исследования показывают, что склонность видеть повторяющийся сюжет имеет типологическую окраску. В частности, лица консервативного толка склонны чаще видеть повторяющиеся сюжеты. Это их характерологическая особенность. Но в то же время, если мы вспомним о симптомах ПТСР, то вернёмся к повторяющимся сюжетам уже по другой причине. ПТСР — это ситуация, когда травмирующее событие долго не может быть интегрировано в опыт субъекта. Процесс этой интеграции может происходить ночью, когда мы спим, и повторяющийся сюжет просто отражает эти безуспешные попытки.

Некоторые люди видят повторяющиеся сюжеты, но не тревожные и не страшные. Их сновидения являются подобием драматичного сериала, который имеет свою логику повествования и даже некую серийность. Происхождение повторяющихся, но не пугающих снов скорее всего безобидно.

Может ли психика по какой-то причине толкать человека к пробуждению с помощью кошмара?

Зигмунд Фрейд говорил, что кошмары выпадают из его теории о том, что сновидения исполняют желания и, прежде всего, желание спать. Кошмары эту функцию не способны выполнить. Кошмары завязаны на травматические воспоминания прошлого. И угроза появления в сознании бессознательного в его первозданной ужасающей ипостаси заставляет человека проснуться и восстановить линию вытеснения.

Можно ли избавиться от кошмаров?

Если речь идёт об идиопатических кошмарах, то можно поискать их причины в окружающей реальности и самом себе. Особенно, если эти сновидения снятся часто и носят системный характер. Вопросы, которые можно задать: «Нет ли у меня соматических расстройств? Всё ли у меня в порядке с психическим статусом? Нет ли у меня такой тревожности, в которой я перестал отдавать себе отчёт?». Можно посоветоваться со знакомыми или обсудить с терапевтом, если это вызывает тревогу. Ведь видеть кошмары — это нормально.

Предлагаем к просмотру запись открытого вебинара «О чём нам говорят кошмары и как психоаналитику с ними работать?» с Сергеем Владимировичем Авакумовым