Киноклуб онлайн «Американская ночь» (1973)
Приглашаем в пятницу 13 декабря в 17:00 присоединиться к онлайн-встрече киноклуба. Мы будем обсуждать фильм известного французского кинорежиссера и кинокритика самого известного журнала о кино «Кайе дю синема» Франсуа Трюффо «Американская ночь» (1973 г.). Эта картина входит в списки лучших фильмов и является победителем Оскара в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Фильм представляет собой дань кинематографу и оду кинематографистам. Это кино для тех, для кого кинематограф не инвестиция, а то, что они делают по зову души. Как имена Бергман, Годар, Хичкок на обложках книг в одном из кадров, так и каждый кадр фильма – это часть царства, в котором «правит его величество Кино». Вслед за щелчком хлопушки раздается звонкий голос ассистентки режиссера «Знакомьтесь, это Памела», и зрители оказываются на площадке, где поцелуи и выстрелы ненастоящие. Неореализм начинается за кадром, когда уставшие после 13-15 часов работы актеры оказываются живыми людьми с настоящими чувствами. «Американская ночь» — фильм про тех женщин, которые «мужчину ради фильма бросить могут, а фильм ради мужчины нет» и фильм про тех мужчин, которые готовы громко аплодировать студийному котенку, догадавшемуся лакать молоко перед камерами операторов.
Само название фильма обозначает приём, с помощью которого ночные сцены снимают при дневном свете. Это фильм – перевертыш, «кино внутри кино», «сон во сне». Сам Трюффо снялся в роли режиссера. Сценарий фильма, над которым работает съемочная группа – прост и сентиментален: юноша приезжает к родителям с молодой женой-англичанкой; его отец влюбляется в сноху и увозит ее из дому; сын стреляет в отца. Тем временем девушку актера, играющего главную роль, увозит каскадер.
Трюффо писал об этом фильме: «Сняв «Американскую ночь», я попытался дать экранный ответ на вопрос зрителей: «Как снимают фильм?»… «Американская ночь» ставит извечный вопрос: «Что выше — кино или жизнь?» — но не дает ответа, ибо его не может быть, так же как нет ответа на вопрос: «Что выше — книги или фильмы?» Это равнозначно вопросу к ребенку, предпочитает ли он отца матери».