Семинар «Русская философия классического периода: основные идеи и направления» в Восточно-Европейском Институте психоанализа
Уважаемые коллеги!
С 16 октября в Восточно-Европейском Институте психоанализа пройдет цикл встреч по русской философии. Семинар «Русская философия классического периода: основные идеи и направления» будет полезен участникам научно-исследовательского семинара ВЕИП "За двадцать лет до психоанализа", всем, кто интересуется историей психологии и кому небезразлична судьба отечественной науки.
Формат: очно в Институте психоанализа, аудитория 10. Завершающая встреча пройдет в онлайн-формате.
Участие бесплатное, необходима регистрация.
Лектор: Рыбас Александр Евгеньевич — кандидат философских наук, доцент, преподаватель кафедры русской философии и культуры СПБГУ.
Расписание и краткое описание встреч:
16.10 в 19:30 — 21:00 (очно) Основные подходы к изучению истории русской философии
Русская философия как предмет изучения всегда вызывала и продолжает вызывать острые споры. До сих пор нет согласия среди исследователей в том, что считать русской философией, когда она появилась и даже кого следует называть великими философами. Можно выделить четыре основных подхода к изучению истории русской философии: религиозный, сциентистский, идеологический и культурно-исторический. Это означает, что у русской философии не одна, а как минимум четыре истории. Каждая из этих историй русской философии по-своему интересна и заслуживает внимания.
07.11 в 19:30 — 21:00 (очно) Славянофильство: попытка обоснования самобытности русской философской мысли
Философские взгляды славянофилов формировались в процессе рецепции европейской мысли, однако это не привело к эпигонству, а, наоборот, способствовало обоснованию собственной позиции. Критикуя европейский рационализм за «бессубстратность» и «нецессарианизм», славянофилы отстаивали идею самобытной русской философии, которую они рассматривали как философию подлинную. Содержательными аспектами этой философии являются учение о цельности разума, бытийное понимание истины, общинное истолкование сущности человека и др.
18.11 в 19:30 — 21:00 (очно) Русское западничество и первый позитивизм
Сторонники западничества в России так же, как и славянофилы, не были эпигонами европейской философии, хотя активно использовали идеи европейских мыслителей. Специфика философии русского западничества заключается в особом внимании к человеку как к личности, а также в стремлении дополнить рационалистическую картину мира экзистенциональным осмыслением жизни. Первым позитивизмом в России был русский нигилизм, который, в свою очередь, стал наследником западничества.
27.11 в 17:00 — 18:30 (очно) Эмпириокритицизм в России
Русский эмпириокритицизм, или махизм, – это не только и не столько научная философия, сколько своего рода «Библия радикальной русской интеллигенции», как выразился Н. Бердяев. В истолковании русских эмпириокритиков Р. Авенариус и Э. Мах переставали быть академическими мыслителями и становились философами жизни. Никто из сторонников эмпириокритицизма в России не ограничивался популяризацией этого учения, все считали нужным подвергать его критике и таким образом развивать дальше, каждый на свой лад. В результате было создано несколько вполне оригинальных концепций: научная философия В. Лесевича, эмпириосимволизм П. Юшкевича, философия жизни С. Суворова, позитивная эстетика А. Луначарского, эмпириомонизм и тектология А. Богданова.
4.12 в 17:00 — 18:30 (онлайн) Философские проекты Серебряного века
Иногда Серебряный век русской культуры называют Золотым веком русской философии. Однако достижения русских философов в этот период нельзя оценить адекватно, если не учитывать общий контекст кризиса науки, религии и метафизики, в котором им приходилось работать. Многообразие созданных в это время философских систем, или проектов, было обусловлено тем, что каждый русский философ искал свой способ преодоления кризиса, обосновывая свое право на творчество ex nihilo. Вся эпоха Серебряного века представляет собой апологию творчества по преимуществу.
Обратите внимание, регистрация ведется сразу на все встречи семинара, так как цикл тематический. Последняя встреча, 4 декабря, пройдет в онлайн-формате, ссылку отправим всем зарегистрированным участникам на почту.