Программа вступительных испытаний по обществознанию
ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
При ее составлении учитывались также «Примерная программа по обществознанию для основной и средней школы», «Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки».
Настоящая программа преследует две основные цели: выявление степени овладения учащимися знаниями основных научных фактов, теоретических положений (понятий), социальных норм, а так же владение умениями распознавать признаки обществоведческих понятий; определять термины и понятия социальных явлений, соответствующие предлагаемому контексту; раскрывать теоретические положения на конкретных примерах; выявлять структурные элементы социальных объектов с помощью схем; классифицировать понятия, явления, социальные объекты путем установления соответствия терминов и их определений, понятий и их признаков; осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка, применяя знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений; решать проблемные задачи, применяя социально-гуманитарные знания.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
В определенное расписанием время абитуриенты должны занять места в назначенной аудитории, для чего с собой необходимо иметь: паспорт, экзаменационный лист, ручку. После размещения всех допущенных к вступительным испытаниям представитель экзаменационной комиссии объясняет правила оформления ответа и раздает листы с экзаменационными заданиями. С этого момента начинается отсчет времени. Продолжительность вступительных испытаний 2 академических часа (90 минут).
СТРУКТУРА ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Экзаменационная работа по обществознанию состоит из 20 тестовых заданий. Правильное решение заданий с выбором одного правильного ответа оценивается 5 баллами.
Результаты выполнения экзаменационной работы оцениваются по 100-балльной системе. Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационную работу – 100. Количество баллов, необходимое для получения положительной оценки — 45.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общество. Общество как сложная динамическая система. Науки, изучающие общество. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества и их взаимосвязь. Многообразие путей и форм общественного развития: эволюция и революция, реформы и революция. Исторические типы общества — традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Проблема направленности общественного развития. Прогресс, регресс. Теории общественного развития: цивилизационный и формационный подходы к познанию общества. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция, их социальные последствия. Глобальные проблемы человечества, их особенности.
Человек. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Деятельность. Многообразие видов и форм деятельности человека. Творчество. Индивид. Личность, ее социализация и воспитание. Поведение человека. Самореализация. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание, свобода и ответственность личности. Познание мира: чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание. Науки, изучающие человека.
Экономическая сфера. Экономическая сфера жизни общества. Экономика как наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности. Формы собственности и их различия. Экономические системы: рыночная, командно-административная. Сущность рынка, типы рынков. Рынок труда. Безработица, ее виды. Факторы производства. Проблема ограниченности ресурсов. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Рыночный механизм и государственное регулирование экономики. Денежно-кредитная политика. Налоговая политика государства. Виды налогов. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Банковская система. Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Экономика потребителя и производителя. Мировая экономика: внешняя торговля, глобальные экономические проблемы.
Социальная сфера. Социальная структура, ее основные элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальный статус и социальные роли. Социальный престиж. Авторитет. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и малая группа. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальные процессы в современной России.
Духовно-нравственная сфера. Культура и духовная жизнь: духовные потребности, духовное производство, материальная и духовная культура. Социальные функции культуры. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Понятие субкультуры. Молодежная субкультура. Искусство, его формы и основные направления. Социальные функции и специфика искусства. Религия как феномен культуры. Социальные функции религии. Мировые религии. Наука и ее функции. Образование. Тенденции развития системы образования в РФ. Самообразование, его цели. Мораль, ее базовые категории. Социальные функции морали. Тенденции духовной жизни современной России.
Политическая сфера. Власть, ее происхождение и виды. Политика, ее основные функции. Политическая система общества. Государство: сущность и функции. Формы государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное. Суверенитет. Разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Избирательные системы. Политическая идеология. Политические режимы. Политические партии и партийные системы. Политический монополизм и плюрализм. Гражданское общество, его сущность. Местное самоуправление. Правовое государство, его сущность. Политическая культура.
Правовая сфера. Право в системе социальных норм. Право и мораль. Правовое государство. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового, уголовного и семейного права в Российской Федерации. Права человека. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Основы конституционного строя Российской Федерации. Институт президентства. Правоохранительные органы. Судебная система. Правовая культура.
ЛИТЕРАТУРА
Человек и общество. Обществознание / Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. В 2 ч. Ч.1. – 10 кл; Ч.2. – 11 кл. — М.: Просвещение, 2007 или 2008 г.
Обществознание: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений под ред. А.Ю. Лазебниковой — М: АСТ «Астрель», 2003
Обществознание: Учеб. пособие / В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др. — М.: АСТ–Астрель, 2012.
Права человека в свободной стране: Учебное пособие по обществознанию для 8–9 классов основной общеобразовательной школы. 2-е изд., переработанное и дополненное. — Спб.: Союз, 2004.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11-й кл.: справочные материалы. – М.: Астрель: АСТ: Ермак, 2005
Обществознание: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. .П.А Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко.- М.; АСТ «Астрель»., 2009
Тесты. Обществознание 11 класс. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005.
Тесты. Обществознание 11 класс. Вариант ы и ответы централизованнонго (итогового) тестирования – М.; ООО «РУСТЕСТ», 200б.
Единый государственный экзамен 2009: контрольные и измерительные материалы.Обществознание. - М.: Просвещение, 2009, СПб Филиал издательства «Просвещение», 2009.
Справочные материалы по обществознанию для подготовки к экзаменам / Под ред. В.В.Барабанова, В.Г. Зарубина. — М.: АСТ–«Астрель», 2013.
ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1.Понятие «человек» обозначает:
1. единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа
2. любого, кто принадлежит к человеческому роду
3. субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни
2.Верны ли следующие суждения:
А. Не всякий человек является личностью
Б. Человеком рождаются, а личностью становятся?
1. верно только А
2. верно только Б
3. верно А и Б
3.Правильным является следующее определение практики:
1. чувственное познание мира с помощью наблюдения и эксперимента
2. система необходимых приспособительных действий человека как живого существа
3. деятельность, направленная на производство средств к жизни и связанное с этим преобразование общества и природы
4.Определение: «Организованная сознательная деятельность человека, сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди на основе познанных законов направляют и контролируют ход природных процессов в соответствии со своими потребностями и возможностями природы» относится к понятию:
1. ноосфера
2. космосфера
3. биосфера
5.Верны ли следующие суждения:
А. Природная среда оказывает существенное влияние на общественное развитие
Б. Общество влияет на естественную среду обитания человека?
1. верно только А
2. верно только Б
3. верно А и Б
6. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию:
1. прогресс
2. фатализм
3. регресс
7. Под словом «культура» изначально подразумевалось:
1. способы обработки земли
2. правила поведения
3. создание искусственной природы
8.Ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению с верой в происхождение от них — это:
1. фетишизм
2. анимизм
3. тотемизм
9.Смешанная экономика — это:
1. сочетание свободной конкуренции с монополизированной экономикой
2. сочетание частной собственности и централизированного планирования
3. сочетание всех форм собственности с правовой средой их эффективного функционирования.
10.Понятие «отношение собственности» включает в себя:
1. владение
2. владение, пользование и распоряжение
3. владение и распоряжение
11.Эффективнее всего можно измерить экономический рост в стране с помощью показателя:
1. реального валового национального продукта (ВНП) на душу населения
2. индекса цен на потребительские товары
3. уровня занятости
12.Верны ли следующие суждения:
А. Владелец облигации является совладельцем компании, получающим дивиденты
Б. Владелец облигации является кредитором, получающим проценты?
1. верно только А
2. верно только Б
3. верно А и Б
13.Социальная общность — это:
1. группа людей, члены которой связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии
2. социальное положение человека в обществе
3. добровольное объединение индивидов
14. К институтам представительной власти относится учреждение
1. Правительство
2. Конституционный суд
3. парламент
- 15. Высшей юридической силой обладает
1. Конституция РФ
2. указы Президента РФ
3. постановления Правительства РФ
16.Область знания, изучаемая политологией:
1. политические институты
2. общественные настроения
3. социальные отношения
17.Верны ли следующие суждения:
А. Концепции правового государства соответствует следующее суждение: государство должно быть отграничено законом
В. Концепции правового государства соответствует следующее суждение: разрешено только то, что разрешено законом
1. верно только А
2. верно только Б
3. верно А и Б
18.Источником российского права является:
1.обычай
2. юридический прецедент
3. нормативный акт
19.Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением — это:
1. статус
2. социальный статус
3. предписанный статус
20.Гарантом прав и свобод человека в России является:
1. Президент РФ
2. Правительство РФ
3. Государственная Дума