Skip to main content

Профессиональный путь выпускника после получения диплома

27 июля 2023
Оба уровня образования выпускника высшего учебного заведения: бакалавриат (первый) и магистратура (второй) — это международно признанные квалификации, основа для дальнейшего образования, научно-исследовательской работы и практической деятельности.

В этой статье мы поговорим о том, какая информация указана в дипломах бакалавра и магистра, кем выпускники могут работать, как могут использовать диплом и полученные знания на профессиональном пути.

Что указано в дипломе бакалавра и магистра?

Сведения об окончании образовательной программы, указанные в дипломе бакалавра и магистра, могут отличаться в разных вузах. В Институте Психоанализа выпускники образовательных программ бакалавриата и магистратуры получают дипломы, в которых содержатся следующие данные:

  • Название вуза — Восточно-Европейский Институт психоанализа.
  • Код и название направления подготовки — Бакалавр (37.03.01 Психология) или магистр (37.04.01 Психология).
  • Фамилия, имя и отчество выпускника.
  • Дата выдачи диплома.
  • Название полученной квалификации — Бакалавр или Магистр психологии.
  • Подписи и печати ректора или других руководителей вуза, подтверждающие подлинность документа.
Информация из диплома о высшем образовании (академическая степень, уровень образования) — это важные составляющие профессионального профиля специалиста, вместе с практическим опытом, признанием в профессиональном сообществе и личными качествами.

Будет ли указано в дипломе, что учился заочно?

Форма обучения в дипломах бакалавров и магистров не указывается. На собеседовании работодатель может поинтересоваться у кандидата на должность, в каком формате проходило его обучение. Подобное может произойти из-за личных предубеждений работодателя либо его предпочтений в организации труда. Чаще кандидат оценивается по профессиональным качествам, компетенциям и релевантному опыту работы.

Можно ли закончить два бакалавриата или две магистратуры?

Окончание бакалавриата и магистратуры дважды в рамках одной программы системой образования не предусмотрено. Но выпускники могут повторно поступить на программу бакалавриата или магистратуры по другому направлению подготовки или в другом высшем учебном заведении. Таким студентам предстоит вновь пройти весь процесс обучения от посещения лекций до написания выпускной квалификационной работы, выполняя требования программы для получения второго диплома бакалавра или магистра.

Решение вновь поступить на бакалавриат и магистратуру может быть обусловлено желанием изменить профессиональную траекторию, получить дополнительные знания и навыки в другой области. Процедуры и требования для поступления на программы бакалавриата и магистратуры для выпускников с уже имеющимся дипломом могут различаться в зависимости от учебного заведения и конкретной программы.

Заканчивать программу бакалавриата дважды в рамках одного и того же учебного заведения необходимости нет. Ведь дальнейшее обучение в вузе может быть продолжено в магистратуре или другой программе продвинутого обучения.

Что даёт окончание бакалавриата?

Профессор М.М. Решетников, ректор АНО ВО «ВЕИП», на встречах с абитуриентами подчеркивает, что после окончания высшего учебного заведения в профессии остаются до 20% выпускников. Можно не стать профессиональным психологом и психоаналитиком, но набор психологических знаний, приобретенных в вузе, применим почти в любой профессии.

Перечислим компетенции, которые приобретает выпускник программы бакалавриата по завершении обучения:

  • Профессиональные знания и навыки. Бакалавры приобретают системные базовые знания и практические навыки в выбранной области — это специализированное образование, которое поможет стать квалифицированным специалистом.
  • Аналитическое и критическое мышление. В процессе обучения развиваются аналитические и критические мыслительные навыки, умение анализировать информацию и принимать обоснованные решения.
  • Коммуникационные навыки. Развитие навыков коммуникации происходит во время работы в группах, защиты презентаций и учебных работ, участия в дискуссиях. Развиваются навыки сотрудничества, лидерства и умения работать в коллективе.
  • Широкий профессиональный кругозор. Изучение разных академических дисциплин и участие в практикумах помогают получить широкое представление о профиле работы, определиться со сферой профессиональных интересов и развить общую эрудицию.
  • Готовность к дальнейшему образованию. Получение степени бакалавра является основным этапом образования и открывает дорогу к дальнейшей учебе в магистратуре или докторантуре. Бакалавриат является предпосылкой для продвинутых уровней образования.

Что даёт окончание магистратуры?

Обучение на магистратуре предоставляет студентам следующие преимущества и возможности:

  • Глубокие знания в выбранной области. Выпускники имеют углубленные знания и экспертизу в своей предметной области. Стать экспертами им помогают специализированные темы.
  • Участие в научно-исследовательской деятельности. Магистратура предоставляет возможность глубоко заниматься исследовательской работой: проводить собственные исследования, участвовать в проектах и публиковать научные статьи. Это развивает научную методологию и подготавливает к дальнейшей научной карьере или докторантуре.
  • Профессиональная специализация. Во время обучения на магистратуре можно выбрать конкретную специализацию в рамках своей области, сосредоточиться на узкой области знаний и навыков. Это может повысить конкурентоспособность на рынке труда.
  • Практический опыт и применение знаний. Магистратура часто включает в себя практическую работу, стажировки и проекты, которые позволяют студентам применить свои знания в реальных ситуациях.
  • Расширение профессиональной сети. Обучаясь в магистратуре, студенты взаимодействуют с преподавателями, другими студентами и практикующими специалистами. Это позволяет расширить профессиональную сеть, установить ценные контакты и получить поддержку.
  • Повышение квалификации и конкурентоспособности.Образование в магистратуре значительно повышает уровень квалификации и более конкурентоспособным на рынке труда.

Можно ли преподавать после бакалавриата и магистратуры?

Преподавательская карьера действительно может быть доступна после получения степени бакалавра и/или магистра, но это зависит от требований и политики конкретного высшего учебного заведения или страны, в которой вы планируете преподавать.

Некоторые учебные заведения могут предлагать программы дополнительного образования или сертификации для будущих преподавателей. Полезно получить опыт практической работы, поучаствовать в конференциях, опубликовать статьи или принять участие в исследовательских проектах, чтобы закрепить академические навыки и повысить свои шансы на преподавательскую должность.

Иногда для преподавания в высших учебных заведениях или учреждениях среднего профессионального образования требуется иметь степень магистра или доктора наук. Однако, в некоторых случаях, вас могут принять на должность преподавателя на основе опыта работы и профессиональных достижений.

В Институте Психоанализа преподавательский состав обновляется и растет, мы стремимся привлечь лучших специалистов в своей области, в т.ч. своих выпускников. Большинство преподавателей ВЕИП являются практикующими специалистами.

Кем могут работать бакалавр и магистр психологии?

Профессиональный путь, который лежит перед выпускниками бакалавриата и магистратуры, зависит от их специализации, опыта работы, мотивации и личных предпочтений:

  • Начать собственную практику. В статье «Начало практики. Вопросы начинающего психоаналитика» мы уже говорили о первых шагах начинающего специалиста. Своими рекомендациями с нами поделилась опытный психолог-консультант Юлия Леонидовна Бердникова, преподаватель АНО ВО «ВЕИП», обучающий аналитик и супервизор ЕКПП Россия. Обратитесь к этой статье, чтобы узнать о том, где психологу искать первых клиентов.
  • Работать в найме: Приступить к поиску работы по специальности, отправлять резюме, искать вакансии и посещать собеседования. Имея степень бакалавра и магистра, можно работать в клинических, образовательных, социальных учреждениях, общественных, государственных и частных организациях — везде, где необходимы специалисты по психическому здоровью.
  • Продолжать своё образование. Бакалавр может поступить на следующую ступень образования, т.е. в магистратуру, а магистр — в аспирантуру и докторантуру. Этот выбор для тех, кого интересует научная работа и собственные исследования, высокая квалификация со специализацией в конкретной области знаний, академическая карьера и работа в научно-исследовательских центрах. Бакалавры и магистры могут выбрать программу дополнительного образования, чтобы углубить знания и навыки в выбранной предметной области и расширить экспертизу, а также определиться с направлением профессионального развития на курсах повышения квалификации.
  • Участвовать в волонтерстве или найти стажировку, что позволит получить ценный опыт работы, практически применить знания и установить полезные контакты.